Более 10 лет прошло с тех пор, как в России появились первые аляскинские маламуты. За эти годы их численность увеличилась в сотни раз, однако, ни для кого не секрет, что подавляющее большинство потенциальных владельцев привлекает внешний вид собак, только немногие видят в стандарте породы их предназначение, и лишь единицы пытаются этому предназначению следовать.
Долгие годы энтузиасты своим примером наглядно демонстрировали, что маламут – это не плюшевый медведь, украшающий интерьер, не аксессуар для хозяина, а настоящая ездовая собака. Прошли годы и наконец-то их усилия увенчались успехом.
Ездовой спорт в России.
Чистопородный ездовой спорт в России выходит на новый уровень: наши спортсмены с аляскинскими маламутами все активнее принимают участие как в национальных, так и в международных гонках и, самое главное, борются и занимают призовые места.
Маламутские упряжки - уже не редкость на российских соревнованиях. Они способны не только покорять сердца, но и показывать отличные стабильные результаты!
Эти выносливые мощные собаки изначально были предназначены для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Но и на спринтерских дистанциях 3-5 км они могут развивать достаточно высокую скорость. Зрелищные старты этих красивых величественных собак украшают любую гонку, их азарт и темперамент завораживают. Сила аляскинских маламутов кажется безграничной.
Еще совсем недавно на российских соревнованиях едва набирались классы. А на сегодняшний день в дисциплине «упряжки» развивается настоящая конкурентная борьба с разделением на чистопородные группы:
-
первую, состоящую из быстрых сибирских хаски,
-
вторую – из тяжелых пород северных ездовых собак (аляскинский маламут, самоедская собака, гренландская ездовая собака).
Самый многочисленный класс, в котором участвуют аляскинские маламуты – это упряжки-двойки (D-класс). И это не удивительно. Всегда сложно начинать с чистого листа. Не имея тренерской «школы», опыта и практики работы с породой аляскинский маламут, каюрам приходиться учиться на собственных ошибках и начинать с малого. Именно поэтому появляются сначала двойки, четверки, а потом и шестерки… На Чемпионате России РКФ – 2010 в D-классе второй скоростной группы выступало 7 упряжек и все из московского региона, а есть еще питерские, костромские!
Некоторые спортивные клубы могут похвастаться четверками маламутов. Уже сейчас в общепородных зачетах упряжки маламутов С-класса показывают хорошее время и борются за призовые места в конкуренции с более скоростными собаками. В этом сезоне были неоднократные попытки ставить собак в шестерки.
Отрадно видеть, что многие владельцы приходят в спорт со своими питомцами. Встают на лыжи, совершенствуют свое мастерство и учатся управлять своей собакой. Собираются группы по интересам, организуются клубы. Людей объединяет безграничная любовь к северным ездовым, желание заниматься с ними спортом.
Достаточно распространенным явлением сейчас стало использование сборных упряжек, состоящих из собак, принадлежащих нескольким владельцам. Ведь содержание большого количества животных, а тем более спортивной упряжки – дорогое удовольствие и не каждый может себе это позволить.
Радует, что в ездовой спорт приходят спортсмены - лыжники и легкоатлеты. И если традиционно они использовали скоростных собак, то в настоящий момент с их стороны проявляется интерес к маламутам.
Для хорошего выступления важно все: спортивная подготовка каюра, физическая форма и управляемость собак, качественное профессиональное оборудование.
Сейчас «собачий» спорт держится на энтузиастах. Отсутствует должное финансирование и спонсорская поддержка.
Ездовой спорт – это с одной стороны, зрелищное, а с другой - очень затратное мероприятие как с финансовой точки зрения, так и организационной. Немногие клубы в одиночку способны на проведение масштабных качественных соревнований. Своими силами любители ездового спорта готовят трассы, на свои деньги закупают необходимое оборудование, чтобы хоть как-то соответствовать мировому уровню, до которого нам катастрофически далеко.
Несмотря на все сложности, в России делаются первые шаги по организации породных гонок на дальние дистанции. Мы должны быть заинтересованы в проведении спортивных соревнований. Нашим собакам необходимо проходить рабочие испытания, соответствующие породе!
Хочется надеяться, что со временем мы увидим весомую поддержку со стороны кинологических организаций и государственных спортивных структур!
Как скоро любительский ездовой спорт мы сможем назвать профессиональным?.
А тем не менее наши спортсмены удивляют мир своими результатами.
Бронзовая победа российских маламутов на Чемпионате Мира.
26-28 февраля 2010 года в курортном городе Обервизенталь в Германии состоялся Чемпионат Мира по зимним видам ездового спорта WSA.
Более 200 спортсменов, тысячи собак из 18 стран приняли участие в спортивном состязании высшего уровня. Лучшие каюры со своими четвероногими друзьями боролись за титулы, медали и высокие звания. Сильнейшими в мире традиционно считаются команды из Германии, Польши, Чехии и Скандинавии.
Маламуты выступали в нескольких дисциплинах: упряжки D2 (2 собаки), С2 (4 собаки) и В2 (6 собак). 13 четверок и 8 шестерок были представлены только европейскими странами. Причем большинство этих упряжек смешанные. Почти во всех в лидирующих парах стояли быстрые гренландские собаки, задававшие скорость, а позади них – аляскинские маламуты, выполнявшие тягловую функцию. Много смешанных упряжек было и среди двоек.
В самом многочисленном классе второй скоростной группы - классе D2 (15 участников) стартовали и наши российские команды: Павел Отбеткин с аляскинскими маламутами Нанук и Ласковое Облако Эрлэнт Странник Севера (Клуб «Рифус», Москва) и Андрей Бураншеев с маламутами Nevada Sausimayok и Наполеон Вольф Лэнд Кредо (Клуб Любителей Гонок на Собаках «Конкорд», Москва). Европейцы не ожидали увидеть достойных конкурентов в лице российских спортсменов и их питомцев.
Три нелегких соревновательных дня. Тяжелейшая трасса в условиях высокогорья, с непривычными перепадами высот, нехваткой кислорода, затяжными подъемами, проливным дождем, абсолютно дискомфортной температурой +5 – все эти испытания легли на наших ребят и их любимых питомцев. У нас не было возможности готовить собак к таким условиям. В Центральной России, где проходили наши тренировки, отсутствуют даже похожие трассы.
Опытные гонщики Германии и Чехии после первых соревновательных дней скептически говорили, что это невозможно, что русские маламуты не смогут пройти дистанцию с такой скоростью. Думали, что они сойдут, если не на втором, так на третьем этапе.
Третий решающий день расставил все на свои места. Секунды разделяли соперников. Борьба изматывала, собаки задыхались, у каюров не было сил бежать, а многокилометровые подъемы казались бесконечными.
Но россияне не просто дошли - упряжка Павла Отбеткина оставила позади многих из именитых скептиков! Продуманная до мелочей подготовка, слаженная работа каюра и собак позволили превзойти опытных титулованных соперников. В первой пятерке итогового протокола были только гренландцы, но на третьем месте оказались наши аляскинские маламуты, приехавшие из далекой России покорять мир и покорившие его!
Павел и его собачья команда стали бронзовыми призерами самой значимой чистопородной гонки мира! Впервые в истории мирового ездового спорта медаль завоевала наша российская упряжка маламутов!
Не многие смогли бы даже просто пройти эти трассы. Наши каюры и собаки сделали невозможное – они выстояли и привезли домой победу.
Мы не просто выиграли медаль - мы сделали огромный шаг вперед! Будем надеяться, что у нас появятся рабочие дипломы, которые в дополнении к выставочным титулам будут определять будущее породы. Не стоит забывать, что аляскинский маламут – это исконно рабочая порода, которая дошла до нас через века благодаря своим рабочим качествам. И мы просто не имеем права их потерять!!!
Авторы Анжела Бураншеева, Ирина Соболева.
Фото Сергей Иванов, Евгения Митрофанова
Вестник РКФ №1 (87) 2010г.
|