Российский Клуб Аляскинских Маламутов
Координатор проекта:
e-mail: rc@am-rc.ru

Яндекс.Метрика
РКАМ. Российский Клуб Аляскинских Маламутов

Российский Клуб Аляскинских Маламутов

www.am-rc.ru


В одной упряжке или на встречу ветру.


Андрей Бураншеев
Журнал "Живой взгляд"
№1 (4) 2010 год.

Один из самых необычных способов использования собак – это увлекательные, заражающие каждого своим азартом, гонки на упряжках. Предки современных ездовых собак ходили запряженные в сани, преодолевая немалые расстояния и помогая человеку в перевозке грузов по снегу в лютый мороз. Они были незаменимыми помощниками в быту, взамен не требуя практически ничего, – они зависели от человека так же, как человек зависел от них. Но однажды быль решень выяснить, чьи же собаки лучше…

Первый опыт

Началось все в 1908 г. на Аляске. Первая крупная гонка на собачьих упряжках должна была определить, кто лучше воспитал своих собак и в совершенстве владеет искусством управления упряжкой, чьи питомцы более достойны звания чемпиона. Тот памятный забег на 770 км проходил по маршруту «Ном – Кэндл – Ном», который был известен своей труднопроходимостью. Организовали гонку по достаточно простым и понятным правилам местный юрист и сами гонщики: кто первый преодолеет весь путь – тот и чемпион. У каждого гонщика (каюра или машера) были прекрасные собаки. Одних отличало хорошее ориентирование в темное время суток и непогоду, другие легко подчинялись и соблюдали дисциплину, заведенную каюром, третьи славились своей выносливостью, иные успешно преодолевали короткие дистанции или справлялись с различными видами покрытия: будь-то мягкий рыхлый снег или острый как бритва лед. И, конечно же, каждый гонщик в запасе имел свой секрет, позволявший ему добиваться слаженной работы со своими мохнатыми друзьями.

Чемпионом первой Большой гонки на Аляске в тот год стал Аллен Александр Аллен или Скотти Аллен (1867 – 1941 гг.) – человек, славившийся своим умением находить общий язык с любой собакой. С той самой поры состязания на упряжках стали долгожданным событием, привлекающим внимание людей различных интересов и профессий. Соревнования стремительно приобретали популярность еще и из-за возможности делать крупные ставки на участников. Деловые люди считали за честь заключить пари на то, какая упряжка быстрее пройдет дистанцию.



Каждый хорош по-своему

 

Гонки привлекли внимание к ездовым собакам, вследствие чего были признаны популярные сегодня породы – сибирский хаски и аляскинский маламут. По классификации FCI (Federation Cynologique Internationale, Международной кинологической федерации) они, наряду с гренландской и самоедской собаками, были отнесены к примитивным видам северных ездовых собак, т.е. сохранившим черты своих диких предков. Сибирский хаски – это рабочая собака среднего размера. Он отлично ведет себя в упряжке, перевозя легкий груз на большие расстояния. Гренландская собака – одна из старейших пород, использовалась эскимосами в качестве неутомимой ездовой и охотничьей собаки. Ее преобладающие качества – ум, энергия и смелость. Самоедская собака – белый арктический шпиц. Во внешнем облике его ощущается мощь, выносливость и шарм. Для этих собак характерны добродушное выражение морды и так называемая “самоедская улыбка” (с приподнятыми уголками пасти). И наконец, аляскинский маламут, как и гренландская собака, – старейший представитель арктических ездовых пород. Надо отметить, что маламут не предназначен для участия в соревнованиях на скорость. Он создан для тягловой работы, в которой необходимо применять характерные этим собакам сила и выносливость. Помимо названных пород существуют также ездовые собаки, не признанные FCI: американская и канадская эскимосские собаки, европейская ездовая, лабрадорский хаски, северная инуитская собака, тамаскан, утонаган и чинук. Эти доброжелательные и преданные людям животные зарекомендовали себя как отличные перевозчики тяжестей.



Воспитание будущего чемпиона



Качества ездовой собаки заложены в каждом щенке любой из этих пород, их нужно лишь пробудить. Воспитание рабочей собаки начинается с каникросса, совместного бега хозяина и собаки, связанных между собой при помощи нехитрого снаряжения: правильно подобранной ездовой шлейки, достаточно широкого с надежными креплениями пояса, легкого и прочного троса с амортизационной резиной (потяга). Основное обучение происходит в игровой манере. Для приобщения щенка к езде в упряжке важно выработать у него положительное отношение к "натягу", как говорят опытные гонщики, а после преодолеть “обучающий круг”.


В собачьей упряжке каюру важно тренировать слаженность всей команды



Если щенок натягивает поводок, его нужно хвалить, давая возможность вести хозяина за собой в свободном беге. Это поможет ему научиться стартовать без заминок, а между будущим каюром и ездовой собакой установится необходимый контакт. С первых же тренировок можно отработать основные команды-повороты: «Лево» или «Ха», «Право» или «Джи». Если во время прогулок или пробежек при поворотах хозяин регулярно произносит соответствующую команду, то, в конце концов, собака усваивает их. По мере взросления собаки беговые расстояния могут увеличиваться от двух до пяти километров. Занятия с новичками проходит на трассе – тренировочном круге – протяженностью около километра. Пока хозяин готовит собаку к старту, его помощник отбегает на расстояние 50-100 м. Когда все готово, животному дают команду «Вперед!» («Хайк», «Маш», «Пошел» и т.п.), означающую начало движения. Догнав помощника, пес получает в награду лакомство. Маневр повторяется до тех пор, пока учителя и их ученик не проходят всю дистанцию.

Обычно уже через десять занятий собака самостоятельно преодолевает весь круг без остановок. После этого можно переходить к освоению другой трассы. В процессе обучения важно подбадривать животное, плавно выпускать потяг из рук на старте и не дергать за него резко в процессе езды. Если собака готовится к езде в упряжке со своими собратьями, важно тренировать слаженность всей команды. Для этого хозяин должен стать для своих подопечных настоящим вожаком, неоспоримым авторитетом. Именно вожак добьется понимания с псом без лишних слов, беспрекословного выполнения всех команд и хорошей работы на любой трассе. Собственно, обучение и служит для того, чтобы укрепить связь между всеми членами ездовой команды, между человеком и собаками.


Связанные одной упряжкой



В упряжке каждая собака занимает свое место – выполняет определенную функцию. Все вместе они дополняют друг друга: и вожак, и направляющие, и рулевые (коренники), и центральная пара. Пес-вожак доминирует в упряжке, первым реагирует на команду каюра и ведет за собой остальных. На него ложится основная тягловая работа, поэтому, как правило, вожаком становится наиболее умная и опытная собака. Направляющие следуют сразу за вожаком и иногда, если он собьется с пути или устанет, могут замещать его. Обычно направляющими становятся молодые собаки, которые обучаются в процессе езды быть вожаками. Рулевые впрягаются непосредственно в сани, поэтому они должны обладать наибольшей силой и выносливостью, для этой роли подходят маламуты и гренландские собаки. Центральные собаки образуют прочную середину, на которую опирается вся упряжка: они помогают коренным держать правильный курс, в случае если собьются впередистоящие. Для гонок на упряжках подходят не только северные ездовые породы. С любой собакой, которая любит бегать, можно тренироваться и добиваться высоких результатов.


Собачий спорт


Сегодня ездовой спорт подразделяется на зимний и летний виды. Последний был придуман для тренировки собак в теплое время года. Его также называют бесснежным или драйленд (от англ. dry land – “сухая земля”). К летним видам гонок относят как раз каникросс, байкджоринг, картинг и скутеринг. В байкджоринге, как и в каникроссе, используется потяг, только спортсмен уже не бежит за собакой, а едет на велосипеде. Картинг – летний аналог гонок на санях-нартах с использованием трех- или четырехколесной тележки, в которую впрягаются две собаки и более. Для скутеринга же необходим специальный самокат, сбоку от которого крепится дуга, куда и впрягается собака. В летнее время соревнования проводятся на трассах с грунтовым или специальным амортизирующим покрытием при температуре не выше +17° С. Зимой популярны собственно гонки на упряжках, скиджоринг и скипуллинг (в России этот вид спорта известен под названием “пулка”). В гонках на упряжках традиционно используются сани-нарты, которые в северных широтах предназначаются для перевозки грузов. Сам гонщик управляет собаками, стоя на удлиненных полозьях. По правилам, в нарты впрягаются от двух до девяти собак в зависимости от класса: A (6 – 8 собак), B (4 – 6), C (3 – 4), O (открытый класс – не менее 8 собак). Скиджоринг стал популярным зимним видом спорта для любителей лыжных гонок. Спортсмен передвигается на лыжах при помощи палок в свободном стиле, оставаясь при этом связанным с собакой все тем же потягом. И наконец, скипуллинг. Пулка представляет собой небольшие груженые сани, в которые одна или несколько собак впрягаются с помощью дуг-оглобель. А сани, в свою очередь, крепятся к поясу спортсмена специальным тросом. Сама идея скипуллинга появилась из опыта применения мини-саней скандинавскими охотниками, следовавшими на лыжах за собаками. В этих пулках перевозили провизию.

Ездовой спорт включает в себя несколько дисциплин: спринт, гонки на средние и длинные дистанции, многодневные гонки. Также принято различать всепородные и чисто породные гонки. В нашей стране всепородные гонки – это соревнования уровня Чемпионата России, проводимые под эгидой Всероссийской ассоциацией ездового спорта (ВАЕС)
и различными клубами.

Сам гонщик управляет собаками, стоя на удлиненных полозьях: в нарты впрягают от двух до девяти собак



Сегодня собачий спорт приобретает все большую популярность, и владельцы ездовых собак стараются соот ветствовать своим активным питомцам: тренируются и постоянно участвуют в соревнованиях. Кстати, предстоящий сезон обещает быть особенно насыщенным, ведь заезды расписаны практически на каждые выходные: спринт-гонки спортивных лубов и организаций Москвы и Санкт- Петербурга, зимние чемпионаты по ездовому спорту, гонка «Алтын Чана» в Казани, мультиформатная гонка «Царская Дорога», гонки на средние дистанции «Анжу» и «Северная Надежда – 2010». Гонки на собачьих упряжках, несомненно, очень зрелищны и динамичны. Невозможно оставаться равнодушным, наблюдая, как в азартном нетерпении суетятся собаки перед стартовой линией, как резво срываются с места после команды «Вперед!». Непередаваемые ощущения испытывает и сам гонщик, устремляющийся вслед за своей четвероногой командой навстречу ветру и победе.





Аляскинский маламут , маламут , cобаки и щенки аляскинского маламута , собаки и щенки маламута , щенок аляскинского маламута, щенок маламута, отзывы аляскинский маламут , отзывы маламут , цена аляскинский маламут , цена маламут , характер аляскинский маламут , характер маламут , купить щенка аляскинского маламута , купить щенка маламута , купить щенка аляскинский маламут , питомник аляскинский маламут , питомник маламут , фотографии аляскинский маламут , фотографии маламут , фото аляскинский маламут , фото маламут , маламут , аляскинский маламут , видео , видео маламут , видео аляскинский маламут , alaskan malamute , malamute , mals, alaskan, alaskian, malamut, Russian, club, dog, sleddogs, puppy, северные, вязка, кобель для вязок, Информационный ресурс о породе Аляскинский Маламут, Информационный ресурс о породе Маламут , история породы аляскинский маламут , история породы маламут, северная ездовая собака , ответы на вопросы о выборе щенка аляскинского маламута , стандарт породы аляскинский маламут , предназначение породы аляскинский маламут , содержанию и здоровью аляскинского маламута , отличие хаски и маламута , отличие хаски от аляскинского маламута

главная / новости / клуб / члены клуба / сувениры / о породе / публикации / здоровье / выставки / спорт / галерея / щенки / ссылки / форум / карта сайта


©РКАМ, 2008-2017
При использовании материалов сайта
обязательна прямая ссылка на сайт www.am-rc.ru
Дизайн Соболевой Ирины